Как зарегистрировать арендаторов в УФМС?

Сдавать квартиру в аренду — один из самых необременительных способов получения дохода. Казалось бы, достаточно найти благонадежных жильцов — и беспокоиться не о чем. Однако, решив стать рантье, нужно понимать, что на первых порах вам предстоит столкнуться с обязательными формальностями. О том, что с жильцом требуется заключить договор найма, большинству арендодателей известно. А вот необходимость оформлять нанимателям временную регистрацию зачастую вызывает опасения. О том, когда нужно обязательно сообщать о жильцах в Федеральную Миграционную службу, чтобы избежать проблем с законом, читайте далее.

Действия:

  1. Узнаем, нужна ли арендатору регистрация
  2. Собираем необходимые документы
  3. Получаем свидетельство о временной регистрации
  4. Снимаем жильца с регистрации

Действие 1

Узнаем, нужна ли арендатору регистрация

Процедура регистрации в своей квартире арендаторов зачастую кажется владельцу жилья рискованным мероприятием. Путая ее с пропиской, наймодатель ошибочно считает, что в будущем не сможет выселить зарегистрированных жильцов, если они сами не захотят съехать. Прежде чем паниковать, попробуем разобраться, в каких случаях арендаторов нужно регистрироваться в органах Федеральной миграционной службы?

По закону, если человек проживает в квартире, где он не зарегистрирован, более 90 дней, то хозяин жилья должен сообщить об этом в миграционную службу. Причем это относится не только к тем, кто снимает жилье, но и к загостившимся друзьям и знакомым. Нарушив данное правило, владелец квартиры рискует получить существенный штраф: для физических лиц — от 2 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 25 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц — от 250 до 750 тысяч рублей. Для незарегистрированных жильцов также предусмотрено наказание, но размер штрафа для них значительно меньше — от 2 до 3 тысяч рублей.

Кроме того, временная регистрация может понадобиться арендатору для того, чтобы устроиться на работу, посещать местную поликлинику или устроить ребенка в школу. Отказываясь оформить необходимые бумаги, владелец жилья может упустить выгодного арендатора, для которого легальный статус и возможность пользоваться социальными услугами имеют большое значение. Правило «90 дней» не распространяется на лиц, приехавших к родственникам, и граждан, имеющих постоянную прописку в том же регионе, где и снимают жилье.

Действие 2

Собираем необходимые документы

В целом процедура получения временной регистрации похожа на регистрацию по месту жительства. Срок ее оформления — 3 рабочих дня. Чтобы зарегистрировать арендатора, владелец жилья должен предоставить в ФМС следующие документы:

  • — заявление;
  • — документ, удостоверяющий личность;
  • — документ-основание для вселения по указанному адресу (договор аренды).

Если квартира находится в собственности нескольких граждан, то понадобится их письменное согласие на регистрацию.

Если одним из собственников жилья является ребенок, не достигший 14-летия, то для регистрации постояльцев нужно разрешение органов опеки.

Подать заявление можно лично в отделении ФМС, а также отправив бумаги по почте или отправив сообщение через портал Госуслуг (www.gosuslugi.ru).

Действие 3

Получаем свидетельство о временной регистрации

Для оформления необходимых документов собственник жилого помещения должен вместе с арендатором прийти в паспортный отдел Единого расчетного центра (или в ЖЭО, или сразу в отделение ФМС). Всем участникам процедуры необходимо иметь при себе паспорта.

Основанием для оформления временной регистрации обычно служит договор о найме, поднайме или безвозмездном пользовании жилплощадью. От того, на какой срок заключено соглашение, зависит и срок регистрации.

Чтобы найти подходящего арендатора и быстро сдать квартиру, разместите объявление в крупной базе недвижимости.

Рис. Раздел по аренде недвижимости портала ГдеЭтотДом.РУ

В течение 3-х дней заявление передается в орган регистрационного учета на рассмотрение, столько же времени обычно уходит и на выдачу свидетельства.

Арендатор может самостоятельно подать заявление с просьбой о регистрации через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Для этого нужно заполнить форму, указав в ней паспортные данные собственника жилья. При этом вся ответственность за предоставленную информацию ложится на заявителя. Орган регистрационного учета обязан связаться с собственником квартиры, чтобы узнать, давал ли он разрешение на регистрацию. Если окажется, что это не так, регистрация будет аннулирована. Получить свое свидетельство о временной регистрации можно в подразделении миграционной службы лично или по почте.

Действие 4

Снимаем жильца с регистрации

Временную регистрацию не следует путать с постоянной пропиской. Она не дает права арендатору распоряжаться вашим жильем, так что продать или пересдать квартиру он в любом случае не сможет. Снять жильца с регистрации тоже достаточно просто: достаточно написать заявление в ФМС. Если арендатор неожиданно съедет, можно будет сразу же аннулировать регистрацию, чтобы посторонний человек не числился в вашей квартире. Однако, владельцу квартиру нужно учесть несколько нюансов. Если у постояльца есть ребенок, то он может быть зарегистрирован, по тому же адресу, что и родители, без согласия владельца жилья. Кроме того, если в квартире не установлены счетчики, при появлении дополнительных жильцов коммунальные платежи могут возрасти. Надбавка коснется услуг, потребление которых напрямую связано с количеством проживающих.

Добавлена 02 октября 2014 г.